Украина оказалась на пороге очередного коррупционного скандала. Представители фракций Блока Петра Порошенко и «Народного фронта» синхронно выступили с неоднозначной законодательной инициативой.

Если вчитаться в ее суть, она предлагает де-факто отменить уголовную ответственность по статье о незаконном обогащении. Это именно та статья, которая грозит многим (а точнее сказать — почти всем) лицам, которые заполняют электронные декларации — пишет EJ.

И вот, чиновники и депутаты совместно с Генпрокуратурой разработали достаточно эффективную схему, чтобы в зародыше сделать себя неприкасаемыми по любым претензиям касательно деклараций, пишет Страна.

Изначально претензии  парламентариям — коррупционеров квалифицировались по ст.212 УК Украины, и расследовались ГПУ. В то же время, свои виды на них, параллельно имели и в НАБУ. Однако, им фактически вставили палки в колеса коллеги с ГПУ.

Вот как описывает схему по получению «индульгенций» от претензий Антикоррупционного бюро  источник в силовых структурах.

«Сначала в ГПУ сами предлагают депутатам внести по ним в ЕРДР сведения по «налоговой» ст.212. Якобы проводится расследование, в ходе которого должны назначаться экспертизы, но их выводы оговариваются заранее — будет выявлено отсутствие состава преступления. Так дела прекращаются, но это только первая часть дела. Второй акт: если затем «клиентом» начинает интересоваться НАБУ, то у него на руках уже есть постановление о закрытии дела Генпрокуратурой. Да, в Бюро эти декларационные вопросы проводят по ст.366-1 или 368-2 УК Украины, но факты абсолютно идентичные и составы преступления — смежные. Поэтому после «индульгенции» Генпрокуратуры НАБУ будет уже крайне сложно доказать вину», — говорит собеседник.

По его словам, «монетизация» данного рода услуг осуществляется не только в части нардепов. Массовым явлением стали факты того, как подобным образом в прокуратуре «отбеливают» чиновников Кабмина, Администрации президента, судей, а также прочих госслужащих категории «А».

 Непосредственно этой работой занимается отдел организации деятельности в сфере предотвращения и противодействия коррупции Генпрокуратуры.

Именно этот отдел через базы ГФС проверяет декларации нардепов на предмет выявления у них нарушений и незадекларированного имущества.

«Схема такая: истребуют из налоговой форму 1-ДФ, устанавливают сумму уплаченного НДФЛ субъектами и членами их семей, и сопоставляют с легальными доходами. Например, за последние 10 лет кто-то получил 1 млн. грн официальных доходов, а в электронной декларации у него значится 60 млн. грн. Фискалы видят разницу, и пишут — недоплачено 5 млн. грн., идет рапорт на возбуждение уголовного дела и материалы расписывают на следствие. Но если вникнуть, сколько таких производств было открыто с ноября 2016 года и каков результат, то общество ахнет. Ряд громких дел были закрыты буквально на следующий день после внесения сведений в ЕРДР. Никто не заморачивается приданием даже антуража законности, главное — выдать на руки «клиенту» постановление о закрытии дела на руки», — резюмирует источник.

В Генеральной прокуратуре, а также в отделе организации деятельности в сфере предотвращения и противодействия коррупции ГПУ на момент выхода статьи нам не удалось получить комментарии по этому поводу.

 Попытка окончательно закрыть вопрос с декларациями

В этой связи инициатива представителей правящей коалиции окончательно закрыть вопрос с декларациями, выглядит вполне логичным продолжением «отмывочной» схемы Генпрокуратуры.

Депутаты от Народного фронта Владислав Данилин и Александр Кирш, а также Геннадий Чекита и Андрей Шинькович из БПП зарегистрировали законопроект №7499, который предусматривает фактическую отмену уголовной ответственности для чиновников за незаконное обогащение.

Авторы инициативы под предлогом обеспечения презумпции невиновности хотят закрепить норму — привлечь потенциального коррупционера к ответственности можно будет только тогда, когда его имущество приобретено незаконно. В случае же, если у чиновника имеется на руках соответствующий договор и подтверждающие сделку документы — ему ничто не грозит. Даже если стоимость этих покупок в десятки и сотни раз превосходит их официальные доходы за несколько лет.

 Выступающие против принятия законопроекта №7499 активисты уже заявили — инициатива депутатов от власти фактически легализует сокрытие коррупционного имущества чиновников через оформление его на третьих лиц. И даже грозят массовыми протестами  в случае, если скандальный документ будут выносить на голосование в зал.

Очевидно, что в парламенте отдают себе отчет в существующих рисках (связанных не столько с гневом активистов, сколько ожидаемым неприятием новаций со стороны Запада). Но и соблазн велик.

Ведь если удастся «обнулить» статью 368-2 УК Украины, по которой НАБУ может привлекать к ответственности чиновников и депутатов, то остается лишь угроза уголовного преследования по налоговой 212-й статье.

Но по ней, как писалось выше, прокуратура всегда готова выдать индульгенцию в самые краткие сроки.