Отмена торговой блокады и расширение полномочий президента: за что на самом деле проголосовали нардепы под видом законопроекта о реинтеграции Донбасса.

Об этом пишет издание Уа.1 — сообщает EJ.

Процесс скандального принятия двух президентских законопроектов по Донбассу – с блокированием трибуны, дымовыми шашками, взаимными обвинениями в предательстве национальных интересов и часто ненормативной лексикой – наглядно продемонстрировал, как провластные партии в борьбе за власть и деньги готовы переступить любую черту. Включая и национальные интересы.

А спешка и секретность, с которой эти законопроекты вносились, и манипуляции, при помощи которых они были приняты, показали, насколько хорошо власть усвоила метод предшественников – «развести как котят».

Что произошло на самом деле в стенах Верховной Рады? Решение одной проблемы деоккупации Донбасса разделили на два законопроекта, поданные от имени Петра Порошенко.

Одним из них, продлевающим на год ранее принятый закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», прогнозировано отвлекли внимание националистов и части демократической оппозиции.

Пока они с пеной у рта орали о недопустимости законодательно позволять жителям ОРДЛО создавать собственные отряды народной милиции, избирать прокуроров и судей и пользоваться амнистией, окружение президента умело протащило в первом чтении второй его законопроект, ради которого, собственно, все и затевалось. И истинные цели этого документа далеки от решения проблем деоккупации Донбасса.

В недрах текста закона с громоздким названием «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» заложены расширение личных полномочий президента Порошенко и финансовые интересы его бизнес-окружения.

Именно этим объясняется спешка, с которой через парламент протаскивали эту президентскую инициативу, чтобы не было времени на детальный анализ текста и его обсуждение. Причем не только у оппозиции, но и у членов эфемерной парламентской коалиции.

UA1 наблюдал за тем, как 5 октября Сергей Пашинский, руководитель комитета по нацбезопасности и обороне (главный комитет по рассмотрению этих президентских законопроектов), предложил коллегам, не глядя, одобрить два неотложных проекта по Донбассу.

На возражение членов комитета о том, что они в глаза не видели текст этих законов и не имеют ни малейшего представления о том, что в них, Пашинский распорядился раздать распечатанный текст и дал на ознакомление целых 15 минут.

Но даже привыкшие к брезгливому пренебрежению вышестоящего партийного руководства нардепы БПП и «Народного фронта» настолько оторопели, что наотрез отказались читать текст в таком темпе. В результате Пашинский вынужден был отступить, и распорядился провести 30-минутное обсуждение на следующий день, 6 октября, в день голосования.

Петр Порошенко сам себя наделяет правом в мирное время ставить определенные задачи армии, предоставляя ей возможность применять оружие.

Торопился и спикер. Андрей Парубий, который уже даже не пытается делать вид, что ему не плевать на регламент, и что он решительно осуждает кнопкодавство, провел рассмотрение президентских законопроектов по сокращенной процедуре – без подробного обсуждения в зале.

Зачем так торопились и чего так опасались спикер и условная коалиция, подкрепленная экс-регионалами, которые в результате и обеспечили принятие одного закона и одобрение в первом чтении второго? Причины две: борьба за деньги и борьба за власть.

Все под контролем

Маневр в виде необходимости принять закон о продлении особого статуса Донбасса успешно выполнил свою функцию по отвлечению внимания от норм, заложенных в закон о госполитике в отношении оккупированных территорий.

По украинской парламентской традиции все самое интересное в новых законопроектах кроется в переходных и заключительных положениях. Президентские законы не стали исключением.

В конце текста можно ознакомиться с изменениями, которые вносятся в Закон «О Вооруженных Силах Украины». Его дополнили таким положением: «Органы военного управления, соединения, воинские части и подразделения Вооруженных Сил Украины могут применяться в мирное время в соответствии с законом… Привлеченные к осуществлению таких мер соединения, воинские части и подразделения Вооруженных Сил Украины имеют право применять и использовать оружие и боевую технику».

Другими словами, Петр Порошенко сам себя (поскольку это его законопроект) наделяет правом в мирное время ставить определенные задачи армии, предоставляя ей возможность применять оружие. О том, каковы будут эти задачи, решать только ему.

Все торговые потоки с ОРДЛО будет контролировать лично Петр Порошенко.

Напомним, что даже у узурпировавшего власть Виктора Януковича не было такого права и возможности – в соответствии с Конституцией Украины Вооруженные Силы используются исключительно в военное время. Таким образом, Порошенко лихо заткнул за пояс своего предшественника.

«Неприемлемым является факт, что на нашей неоккупированной территории, президент вопреки Конституции своим решением без участия Верховной Рады сможет вводить военное положение, при этом полностью уничтожая местное самоуправление», – считает нардеп Юрий Деревянко.

Но игру затеяли не только ради такого расширения полномочий президента. Ведь этот пункт обеспечивает только дополнительную власть. А есть еще один значимый для президента и его окружения фактор – деньги.

Статья восьмая законопроекта гласит: «Перемещение товаров на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях определяется с учетом ситуации безопасности начальником Объединенного оперативного штаба Вооруженных Сил Украины по согласованию со Службой безопасности Украины».

Это означает, что на законодательном уровне закрепляется торговля между Украиной и оккупированными территориями. Контролировать эту торговлю будет некий новосозданный орган – Оперативный штаб. А подчиняется он только одному человеку – президенту.

То есть все торговые потоки с ОРДЛО (а это и «Роттердам плюс», и металл, и горюче-смазочные материалы) будет контролировать лично Петр Порошенко.

Естественно, что активные участники действующей сейчас торговой блокады автоматически окажутся вне закона со всеми вытекающими последствиями в виде совершенно конкретных тюремных сроков.

Как котят

Для того чтобы завуалировать истинные мотивы президентского закона и красиво выглядеть в глазах общества, не слишком вникающего в тонкости законодательного процесса, политтехнологи Порошенко агитировали за его инициативу под предлогом того, что в этом документе Россия признается государством-агрессором. Кто не голосует за это – тот кремлевская «консерва».

«Да, там Россия названа страной-агрессором. Да, там говорится о том, что Россия оккупирует территории Украины. Но как всегда в таких законопроектах появляются небольшие детали», – уточняет нардеп Тарас Пастух.

В нынешнем парламенте нет места альтернативе президентским идеям.

А таких деталей там более чем достаточно. К примеру, границы оккупированных территорий должен определять начальник Генштаба. В то же время Пастух напоминает, что в 2015 году во время активных боев под Дебальцево и Иловайском руководитель ГШ Виктор Муженко заявлял, что нет данных о боях ВСУ с регулярными формированиями РФ. Соответственно нардеп сомневается, что Муженко сможет выполнить возложенные на него новым законом обязанности.

Еще одну претензию противников президентской инициативы озвучил нардеп Роман Семенуха: «В президентском законе слово «Крым» вспоминается всего один раз, да и то в переходных положениях. Отвечает ли это национальным интересам Украины? Нет. С точки зрения украинских национальных интересов нет разницы между оккупированными территориями Донбасса и Крымом».

Депутат обращает внимание на то, что в альтернативном законопроекте оппозиции этот пункт прописан более тщательно. Вдобавок запрет торговли с ОРДЛО закрепляется на законодательном уровне, а все сферы жизни граждан на оккупированных территориях – от особенностей функционирования фондового рынка до перевозки личных вещей через линию разграничения – тщательно регламентированы.

Но в нынешнем парламенте нет места альтернативе президентским идеям: несколько законопроектов оппозиции, пусть и не идеальных, даже не приняли во внимание.

Тест по-президентски

Результаты голосования по законам о Донбассе несут Порошенко не только новые возможности. Кроме всего прочего они стали еще и своеобразным многоуровневым тестом, насколько сильно можно прогнуть под себя парламент.

Новая власть след в след идет по стопам «Партии регионов».

Во-первых, президент убедился, что хоть и с трудом, но все еще может продавливать через ВР свои инициативы, несмотря на фактическое отсутствие коалиции. А то, что ее нет, подтверждают постоянные жалобы БПП и «Народного фронта», что другие фракции не голосуют за важные законы и их невозможно принять.

Но если бы парламентское большинство из БПП и НФ действительно существовало, ему не нужны были бы голоса оппозиции, и не приходилось бы постоянно клянчить голоса у экс-регионалов.

Во-вторых, отработана технология разделения одного закона по поводу одной сферы на два документа – один отвлекает, вторым протаскиваются нужные положения.

В-третьих, испытан метод включения в нужный законопроект правильных с точки зрения общества посылов с целью «утопить» оппонентов и продавить нужные изменения.

В проект, позволяющий Порошенко использовать армию в мирное время и  контролировать торговлю с оккупированными территориями, включили положение о признании РФ государством-агрессором. Кто не голосует – тот против Украины.

По такой схеме в очередной закон, к примеру, дающий президенту неограниченные полномочия, могут внести пункт о признании Крыма территорией, оккупированной Россией. И снова будет действовать принцип «кто не голосует – тот не патриот».

Таким образом, на сегодняшний день Порошенко может протащить через ВР все, что ему будет необходимо для расширения своих властных полномочий и финансовых возможностей.

С большой долей вероятности его закон без изменений примут во втором чтении. И ни дымовые шашки, ни блокировка трибуны, ни пикеты под стенами парламента не помогут, поскольку новая власть след в след идет по стопам «Партии регионов».

Те могли в случае блокировки трибуны устроить выездное заседание парламента в соседнем здании и напринимать нужных законов сколько душе угодно. Могли определить, кто козлы, а кто нет. И могли думать, что делают из своего предводителя царя с неограниченной властью.

Не могли лишь предвидеть, к чему это все в результате приведет. Как, похоже, не могут предвидеть и эти.

Загрузка...